В Камском бассейне завершена навигация 2023 года

Продолжительность работы гидротехнических сооружений в навигацию 2023 года составила 200 суток, количество шлюзований – 6676 (110,2 % к 2022 году), пропущено судов – 17043 ед. (118 % к 2022 году), в том числе 23 плота.

Продление навигации на основе договоров с судоходными компаниями было по Чайковскому шлюзу на 2 суток по 7 ноября и Нижне-Камскому шлюзу на 10 суток – по 20 ноября.

В навигацию 2023 отмечались периоды с неблагоприятными гидрологическими условиями: маловодность и прогрессирующее снижение уровней воды в нижнем бьефе на Пермском и Чайковском шлюзах.

Несмотря на сложные условия, вызванные аномально низкими уровнями воды, открытие и закрытие судоходных участков осуществлялось в соответствии с установленными Государственным заданием сроками, за исключением участка р. Кама (поселок Тюлькино – Боровская Курья), который был закрыт на 42 дня раньше установленного срока.

За навигацию 2023 года ФБУ «Администрация «Камводпуть» обслуживалось 3268 км внутренних водных путей, из которых 1709 км – 1 категория, 201 км – 3 категория, 1358 км – 7 категория. Протяженность освещаемых участков составила 1709 км.

Общий объем грунта, удаленного в процессе землечерпательных работ, составил 1563 тыс. куб. м., при плане в 1550 тыс. куб. м.

За навигацию 2023 года судовладельцами в Камском бассейне перевезено 13 656,3 тыс. тонн грузов, что на 8,4% больше, чем в 2022 году.  Структура перевозимых грузов в Камском бассейне практически не меняется – это минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, техническая соль (галит), зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы.

ФБУ «Администрация «Камводпуть» совместно с Объединенным диспетчерским управлением Урала (ОДУ Урала) разработали и согласовали график прохождения судов через Чайковский шлюз, что позволило увеличить как грузопоток так и пассажиропоток в навигацию 2023 г.

В 2023 году в Камском бассейне увеличился спрос на пассажирские перевозки. Общий объем пассажирских перевозок в текущую навигацию составил 141,1 тыс. пассажиров. Этот показатель больше показателя навигации 2022 года на 16,4 %. В весенний период навигации третий год подряд на р. Белая в г. Уфа заходят большие туристические теплоходы. Так, в навигацию 2023 г. Уфа посетил плавучий пятизвёздочный отель -теплоход «Мустай Карим» судоходной компании «Водоход», который в течение навигации 2023 г. дважды побывал в г. Пермь.

 Несмотря на сложный маловодный период, который держится уже третью навигацию, задержек пассажирских судов при проходе лимитирующего участка от Чайковского шлюза до г. Сарапул не допущено.

В весенний период навигации с Верхней Камы в 2023 году выведено плотов, вследствие маловодного периода, всего – 161,2 тыс. м³, что, примерно, сравнимо с навигацией 2007 года (146,3 тыс. м³). В последние несколько лет с Верхней Камы выводилось порядка 450-500 тыс. м³ древесины. В основном весь лес идет на АО «Соликамскбумпром» г. Соликамск.   В течение навигации   продолжилась поставка леса в плотах на ОАО «Красный октябрь» г. Пермь (поставки леса осуществляются с 2014 г.). Прошлюзовано за навигацию через Пермский шлюз 23 плота (52,2 тыс. м³).

В навигацию 2023 года учреждением введены в эксплуатацию суда, полученные в 2022 году из нового судостроения:

 – т/х «Михаил Громов» (проект 3052);

 – т/х «Василий Аршинов» (проект RDB66.62);

 – т/х «Горизонт» (проект 3330).

Для обеспечения безопасности судоходства и расширения пропускной способности Волго-Каспийского канала – важного звена международного транспортного коридора «Север-Юг», землесос «Аркадий Кардаков» продолжает вести дноуглубительные работы на трассе Волго-Каспийского морского судоходного канала.

По результатам проведённых в навигационный период проверок применения СУБ на судах, а также положительных результатов освидетельствований судов Российским Классификационным Обществом установлено, что эксплуатация судов ФБУ «Администрация «Камводпуть» находится на должном уровне.

В настоящее время завершена уборка средств навигационного оборудования в Камском бассейне. На завершающем этапе навигации усилен контроль диспетчерской службой за движением флота на внутренних водных путях бассейна. Флот Администрации, завершивший работу, направляется к местам межнавигационного отстоя в пункты постоянной зимовки и к местам зимнего судоремонта.

В зимний судоремонт 2023-2024 годов планируется провести капитальный ремонт двух самоходных шаланд, а также текущий ремонт 91 единицы флота, в том числе 70 самоходных судов, 16 несамоходных судов, 3 несамоходных земснаряда, 2 плавучих крана.