Не поддавайтесь на уловки мошенников!

Дистанционное мошенничество с каждым годом становится серьезной проблемой: в 2022 году с попытками обмана по телефону или интернету столкнулись 83 процента россиян. По данным экспертов в области кибербезопасности, объем мошенничества в России на сегодня оценивается в сумму от 55 до 150 миллиардов рублей в год. На социальную инженерию приходится 90 процентов всех финансовых преступлений, причем 94 процента из них — это телефонное мошенничество. По мере совершенствования системы кибербезопасности растут и возможности аферистов, которые придумывают все новые способы воровства денег с банковских карт при помощи телефона и интернета. [1]

Согласно данным мониторингового исследования Банка России «Степень удовлетворенности населения уровнем безопасности финансовых услуг, оказываемых организациями кредитно-финансовой сферы» в 2022 году чаще всего жертвами мошенников становились работающие и платежеспособные люди в возрасте от 25 до 44 лет.

Что делать, если вы уже стали жертвой мошенников

Если вы обнаружили факт мошенничества, то алгоритм действий прост.

  1. Подайте заявление в полицию по ст.159 Уголовного кодекса.
  2. Обратитесь к кредитору с претензией, укажите в ней на факт мошеннических действий и изложите обстоятельства дела.
  3. Приложите к письму талон-уведомление из полиции, предоставьте справку об утрате удостоверения личности (при наличии), свидетельские показания, записи с камер в помещении, где был оформлен кредит и подтверждения вашего алиби.
  4. Соберите справки о состоянии счетов и об истории операций в обслуживающих банках в качестве доказательства отсутствия переводов от МФО. Передайте заверенные копии кредитору.
  5. Если речь идет об онлайн-займе, нужно указать кредитору на то, что он оформлен не на ваш мобильный номер.
  6. Передайте следователю, который работает с вашим делом, все собранные документы по делу.
  7. Попробуйте добиться решения ситуации мирным путем. Если не получается, обратитесь к юристу.

Часто кредиторы решают проблему в досудебном порядке в течение семи-десяти дней с момента обращения потерпевшего. Настоящие сотрудники службы безопасности проведут проверку, выяснят обстоятельства, аннулируют долг и удалят запись из БКИ. Банки и МФО легче отказываются от требования незначительных сумм, но если задолженность крупная, то могут и не пойти навстречу.

Статистика по раскрываемости киберпреступлений в каждом регионе разная. Например, в Алтайском крае по итогам 2022 года она составила чуть больше 30 процентов.

По мнению экспертов, раскрытию таких преступлений мешает потеря времени с момента совершения махинации, отсутствие тесного взаимодействия полиции с банками и мобильными операторами. К моменту заведения уголовного дела преступники уже выводят все деньги со счетов. [2]